Зависимость транспирации и температуры от площади поверхности листьев

МКОУ «Кищинская СОШ им. Г. Сулейманова».
Открытый урок в 7 классе на тему:
«Зависимость транспирации и температуры
от площади поверхности листьев»
Выполнила: Учитель биологии Гаджиатаева Сакинат Гулбагомедовна
Кища – 2023г.
«Зависимость транспирации и температуры
от площади поверхности листьев»
Теоретическая часть
Испарение воды растением представляет собой физический процесс, так как при этом в межклеточниках листьев вода переходит в парообразное состояние, и затем образовавшийся пар через устьица диффундирует в окружающее пространство. Однако испарение воды — это и сложный физиологический процесс, поскольку он связан с анатомическими и физиологическими особенностями растений, поэтому в отличие от физического, физиологический процесс испарения растением воды и назван транспирация у растений .
У растений транспирация зависит:
- от количества и размеров проводящих сосудов;
- от площади листовой пластинки;
- от числа устьиц;
- от толщины кутикулы;
- от состояния коллоидов протоплазмы;
- от концентрации клеточного сока и других причин.
Вода передвигается вверх по стеблю, так как в результате транспирации в клетках листьев возникает сосущая сила, которая передаётся от них до корневых волосков корня, поглощающих воду из почвы. Если поместить срезанную ветку или какое-либо растение в сосуд с водой, в течение долгого времени растение не сохнет, что указывает на присасывающее действие транспирации.
Значение транспирации:
- вместе с водой по растению передвигаются поступающие в него минеральные элементы;
- транспирация понижает температуру листа и защищает его от перегрева.
Влияние факторов внешней среды на процесс транспирации и её суточны ход, выражается действием следующих факторов:
влияние света
- температуры воздуха
- сила ветра
- степень насыщения воздуха парами Рис.19. Внешние факторы воздействия на транспирацию
Влияние факторов внешней среды
- на процесс транспирации у растений
Свет способствует открытию устьичных щелей и повышает проницаемость протоплазмы испаряющих клеток для воды. Хлорофилл энергично поглощает солнечные лучи, что повышает температуру листа и усиливает испарение. Увеличение транспирации снижает температуру листа, в результате чего испаряющие листья: не перегреваются. Даже рассеянный свет повышает транспирацию на 30—40% по сравнению с транспирацией, идущей в темноте. (По данным 100 кв. см листа кукурузы испаряют в темноте 97 мг воды, на рассеянном — 114 мг, на прямом солнечном свету —785 мг.)
Температура воздуха, окружающего растение, также, влияет на транспирацию. С повышением температуры транспирация увеличивается, так как при этом усиливаются движение молекул воды и скорость диффузии водяного пара с поверхности коллоидов клеточных оболочек.
Сила ветра может играть двоякую роль в процессе транспирации. Роль ветра сводится к замене влажных слоев воздуха над листьями растений сухими, т. е. ветер влияет только па вторую фазу транспирации — выход пара из межклеточников листа. Сильный ветер треплет листья, что вызывает замыкание устьичных щелей и тем снижает транспирацию. На транспирацию оказывает большое влияние и степень насыщения воздуха парами воды. Чем больше сухость воздуха, тем интенсивнее идет процесс транспирации, и наоборот.
Транспирация — важный показатель жизнедеятельности растения. Чем больше площадь поверхности листьев, тем больше транспирация.
Практическая часть
Цель работы: выявить зависимость транспирации и температуры от площади поверхности листьев.
Оборудование:
Компьютер с программным обеспечением
Датчики температуры и влажности
Комнатное растение: монстера или пеларгония
Установка параметров измерений:
частота — каждую секунду
- замеры — 1200
- длительность —20 минут Порядок проведения эксперимента:
- Подготовить компьютер (планшет) для проведения опыта.
- Поместить два листа растения в целлофановый пакет, опустить в него датчики, чтобы они не касались стенок пакета и листьев растения. Завязать пакет бечевкой.
Рис. 20. Эксперимент наблюдения транспирации |
- Провести измерения влажности и температуры в течение 10—15 минут.
- Вынуть датчики и оставить на некоторое время в комнатных условиях.
- Поместить четыре листа растения в целлофановый пакет, опустить в него датчики, чтобы они не касались стенок пакета и листьев растения. Завязать пакет бечевкой.
- Провести измерения влажности и температуры в течение 10—15 минут.
- Результаты измерений запишите в таблицу: «Зависимость транспирации и температуры от площади поверхности листьев».
|
Вывод:
Транспирация пропорциональна площади поверхности листьев. Чем больше площадь поверхности листьев, тем больше транспирация. Изменения температуры не наблюдалось. Она изменялась в пределах погрешности.
Сформулируйте выводы по вопросам.
Что такое транспирация?
Какое значение имеет транспирация для жизни растения?
Как зависит влажность воздуха в пакете от площади поверхности листьев?
Отзыв на открытый урок в 7 классе по теме «Зависимость транспирации и температуры от площади поверхности листьев»
Цель данного занятия: выявить зависимость транспирации и температуры от площади поверхности листьев.
Оборудование: Цифровая лаборатория Releon. Компьютер, датчики температуры и влажности, комнатное растение «Монстера».
На базе Центра «Точка роста» для учеников 7 класса учителем биологии Гаджиатаевой С.Г. был проведен урок-эксперимент на тему «Зависимость транспирации и температуры от площади поверхности листьев». Данный урок входит в раздел «Строение и многообразие покрытосеменных растений».
Ребята провели опыт «Эксперимент наблюдения транспирации» с использованием датчиков температуры и влажности цифровой лаборатории Releon-5. Дидактическая цель лабораторной работы - выявить зависимость транспирации и температуры от площади поверхности листьев. На основе опыта ребята научились самостоятельно измерять влажность и температуру с помощью датчиков цифровой лаборатории. Учащиеся повторили, закрепили и обобщили свои знания по данной теме. Ребята познакомились с таким понятием как транспирация ― важный показатель жизнедеятельности растения. Чем больше площадь поверхности листьев, тем больше транспирация, температура воздуха, окружающего растение, также, влияет на транспирацию, с повышением температуры транспирация увеличивается.
Урок в 7 классе был интересный. Сакинат Гулбагомедовнана работает с душой, с пониманием, объясняет доходчиво, простым понятным языком. Учащиеся заинтересованы объяснению учителя.
Никто из ее учащихся не остался без внимания. Ребята проявили себя творчески. По ответам учащихся можно сказать, что они проделывают такую работу не впервые. Поэтому можно сделать вывод, что такая работа проводится учителем системно. Здесь можно отметить использование компьютерной презентации.
Использование современных средств обучения эффектно повлияло на результативность урока, мотивацию учащихся, отразило итог работы учащихся на уроке, тем самым доказав достижение поставленных целей урока, замысел занятия полностью реализован.
Заместитель директора по УВР /Абдуллаев К.А./
Учителя: /Алиева Н.А./
/Гаджиева З.С./
/Касумова Х.А./
Директор школы /Магомедов Р.М./